Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МБОУ РСОШ №1 с. Родино создается военно-патриотический клуб «Рубеж», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Участниками военно-патриотического клуба «Патриот» являются дети и подростки 15-18 лет, объединенные в учебные группы по направлениям деятельности.
В своей деятельности члены военно-патриотического клуба «Рубеж» руководствуются нормативно-правовыми документами:
- Конституцией и законами Российской Федерации;
- Законом «Об образовании»;
- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
- Уставом клуба;
- Решениями Совета клуба.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
- принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип междисциплинарности;
- принцип преемственности;
- принцип равноправия и сотрудничества;
- принцип гласности;
- принцип самостоятельности;
- принцип ответственности;
- принцип коллективности;
- принцип ответственности за собственное развитие.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качества
Задачи:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Работа клуба строится на основании:
- Положения о клубе;
- Устава клуба;
- Программы деятельности;
- Плана работы;
- Теоретических и правовых материалов клубных встреч.
Для реализации программы деятельности военно-патриотического клуба «Рубеж» создается Совет Клуба, в который входят: руководитель клуба, зам.директора школы по воспитательной работе и 5 человек детей из числа воспитанников. Совет клуба осуществляет планирование своей деятельности, занимается разработкой социальных проектов, участвует в районных и областных акциях, организует и проводит различные мероприятия (игровые и интеллектуальные программы, турниры, соревнования, экскурсии, встречи с ветеранами, встречи с интересными людьми и т.д.), привлекая к своей деятельности педагогов и родителей.
В главный контролирующий орган военно-патриотического клуба входят руководитель, председатель Совета клуба и заместитель директора по ВР.
Направления деятельности клуба:
1. ОБЖ (самосохранение, оборона, спасение)
Каждый гражданин нашей страны, в том числе и подросток, в случае чрезвычайных ситуаций должен быть готов защитить себя, товарища, родных и близких, оказать посильную помощь пострадавшим. Целью данного направления является освоение детьми и подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и обеспечение физической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
Содержание:
- основы здорового образа жизни;
- основы медицинских знаний и способы оказания первой медицинской помощи;
- изучение методов страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля;
- передвижение по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах (кроссовый бег, марш-броски, лыжные гонки и др.);
- основы безопасного поведения;
- основы поведения и способы защиты в чрезвычайных ситуациях;
- основы безопасности в экстремальных ситуациях;
- выживание в лесу;
- преодоление препятствий (бег с преодолением различных полос препятствий индивидуально и в составе группы);
- силовая подготовка (различные упражнения на перекладине, силовые упражнения);
- прикладное плавание;
- элементы акробатики;
- основы рукопашного боя;
- развитие сердечно-сосудистой выносливости;
- развитие силы и ловкости;
2. Основы военной и специальной подготовки. Данное направление ориентировано на формирование правильного представления о роли государства в сфере обороны, о Вооруженных силах, о назначении боевой техники, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, об их правах и обязанностях; готовности освоить военно-техническую специальность.
Содержание:
- изучение правовых основ военной службы (Законы РФ, Уставы ВС РФ);
- огневая подготовка;
- строевая подготовка;
- тактическая подготовка;
- топографическая подготовка;
- информатика;
- автодело и картинг;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- военно-спортивные праздники и игры;
- встречи с выпускниками, проходящими службу в ВС РФ, МВД, ФСБ, МЧС и др.;
- проведение «Недели Боевой Славы», «Месячника оборонно-массовой работы», «Вахты Памяти», «Дня памяти павших» и др.;
- посещение музеев;
- поисково-исследовательская работа;
- тематические сборы, конференции, викторины по ратной истории Отечества;
- посещение воинских и трудовых коллективов;
- смотры;
Условия реализации программы
В реализации программы военно-патриотического клуба«Рубеж» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по направлениям, педагоги дополнительного образования, административный и вспомогательный персонал общеобразовательных учреждений.
Механизм реализации программы военно-патриотического клуба включает в себя:
- четкое планирование на учебный год и каждый месяц;
- методическая разработка положений по каждому из проводимых дел и их распечатка для педагогов;
- опору на сообщество педагогов, руководителей учебных групп, советов школьных музеев, Совет клуба;
- проведение семинаров и консультаций по программе для каждой из категорий участников;
- организацию обучения лидеров и актива по направлениям;
- анализ хода реализации программы;
- пропаганду деятельности клуба в средствах массовой информации;
- сотрудничество в реализации программы с органами власти
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данной программы:
- участники военно-патриотического клуба достигнут общекультурного уровня образования по истории родного края, овладеют основами научно-исследовательской деятельности, культурой мышления, оформления и защиты исследовательской работы;
- члены клуба освоят правила безопасного поведения в повседневной жизни, принципы здорового образа жизни, способы самообороны и самосохранения, подготовятся к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях;
- у детей и подростков сформируется потребность в регулярных занятиях физической культурой, воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
- компенсируются отсутствующие в основном образовании знания, умения и навыки в области краеведения, физкультуры, медицины, спорта, военной подготовки;