МБОУ РСОШ № 1
село Родино Родинского района Алтайского края
  • Сказки народов мира

    5-6 класс
    Бесплатно
    Художественное Нравственно-эстетическое воспитание

    Руководитель кружка

    Николаенко

    Юлия

    Ивановна

    заведующий библиотеки

    Николаенко Юлия Ивановна

    На базе БИЦ МБОУ РСОШ №1 проходит еженедельно кружок «Сказки народов мира».

    Кружок посещают 11 учащихся 5-6-х классов.
    Современная школа переживает новый этап своего развития. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека?
    Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказках содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.
    Кружок «Сказки народов мира» для учащихся 5-6 классов школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. 

    Практическая значимость: программа  ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятиях. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – библиотекарь – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
    Новизна и педагогическая значимость: перед учителем и педагогом-библиотекарем  стоит педагогическая значимость. Построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. 

    Программа соответствует   ФГОС.

        Цель программы: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

    Задачи:

    • Образовательная: приобщить детей к истокам народной культуры.
    • Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
    • Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей.
    • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
    • Формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
    • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
    • Обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
    • Работать с различными типами текстов;
    • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

    Сведения о сроках реализации программы: в течение 1 года.
    Режим занятий:  35  часов в год, 1 час в неделю.
     Периодичность занятий: еженедельно.
    Дни недели: пятница.
    – выделять в тексте слова автора, действующих лиц;
    - работать с дополнительной литературой (под руководством взрослых).

    Обучающиеся должны знать:

    – виды сказок (о животных, волшебные, бытовые);
    – народные и авторские сказки;
    - признаки сказки как жанра;

    Формы организации деятельности

    1.    занятие-диспут,
    2.    занятие-спектакль,
    3.    занятие-праздник,
    4.    занятие-интервью,
    5.    интегрированное занятие,
    6.    конференция,
    7.    устный журнал,
    8.    конкурсы,
    9.    литературные встречи,
    10.  литературная гостиная,
    11.  литературный ринг и т. д.

    Виды деятельности:

    1. игровая деятельность,
    2. познавательная деятельность,
    3. занятия в группах,
    4. художественное творчество.
    5. парные и индивидуальные формы работы.

    Педагогические принципы.

    • Принцип доступности и целостности, получаемых ребёнком знаний
    • Принцип индивидуального подхода к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.
    • Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.
    • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых понятий.
    • Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к обучению, т.е. возможности представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения.

    Ожидаемые результаты деятельности

    Личностные результаты:

    У обучающегося будут сформированы:  положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;

    • нравственно-этическая ориентация;
    • формирование эстетических чувств и представлений;
    • развитие эмпатии и эмоционально- личностной  децентрации; развитие дружеского отношения к другим детям.

    Обучающиеся  получат  возможность  для формирования:

    • выраженной познавательной мотивации. 
    • устойчивого интереса к новым способам познания; 
    • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни. 

    Метапредметные   результаты:

    Учащиеся научатся:

    •  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
    • составлять план действий решения учебной задачи под руководством педагога-библиотекаря;
    • составлять план действий на основе,  заявленной темы и  системы условных обозначений под руководством педагога-библиотекаря;
    • оценивать результат своей деятельности 
    • в соответствии с заданными критериями или образцом;
    • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

    Учащиеся 5-6  класса получат возможность научиться:

    • понимать цель и смысл выполняемых заданий;
    • самостоятельно составлять план действий решения учебной задачи;
    • самостоятельно составлять план действий на основе заявленной темы  условных обозначений;
    • самостоятельно определять критерии оценки достигнутых результатов.

    Предметные результаты:

    Предметные результаты обучающихся  рассматриваются в соответствии с основными  разделами  программы  «Учимся любить книгу» виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура);
    •    круг детского чтения;

    Результатом формирования  предметных действий  будут  умения:

    • воспринимать  на слух чтение учителя и товарищей по классу;
    • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
    • читать выразительно, орфоэпически  правильно, с сохранением интонации конца предложения;
    • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
    • изучать  информацию текста (герои, поступки героев, события);
    • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы  педагога- библиотекаря;
    • пересказывать текст подробно с опорой на картинный  план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);
    • представлять выбранную в БИЦ  книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

    Учащиеся 5-6 х классов  получат возможность научиться:

    • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения,  в соответствии с индивидуальным темпом;
    • самостоятельно определять главную мысль произведения;
    • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
    • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством педагога-библиотекаря;
    • находить самостоятельно книгу в БИЦ  по заданным параметрам.

    Ресурсное обеспечение реализации программы: 

    Результат реализации программы «Учимся любить книгу» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
    Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
    Технические средства обучения:

    • компьютер;
    • принтер;
    • сканер;
    • интернет;
    • мультимедийный  комплекс: проектор, экран. 

    Оборудование: столы; компьютерные кресла; ноутбуки – 14 шт., проектор, интерактивная доска, МФУ – 1 шт , стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
    Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам  СаНПина и правилам техники безопасности. 
     

    Интернет-ресурсы:

    1.                 http://www.school-litra.ru/
    2.                 Сказки народов мира
    3.                  http://www.hobbitaniya.ru/ (Хранители сказок – Детские сказки – Авторские сказки – Народные сказки)
    4.                 http://skazka.ucoz.ru/

    Литература для  обучающихся:

    В. П. Аникин, Н. И. Никулин, Б. Н. Путилова, Р. А. Кушнерович «Сказки народов мира. Тысяча и одна ночь», - Москва, «Детская литература», 1985.
     
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie